Логос – это естество, а не ипостась

Что было в начале?

В современном богословии распространено мнение об изначальном сотворении мира из ничего. Это частное мнение некоторых богословов даже называют догматическим, хотя оно не имеет ни одного соборного заключения. Более того, в канонических книгах Священного Писания нет ни единого повода для утверждения подобной точки зрения. Библия и Евангелие прямо наоборот свидетельствуют, что «Вначале было Слово» (Ин. 1:1), а не ничто. Через Слово «начало быть всё, что начало быть» (Ин. 1:3), а не «из ничего».


«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» (Пс.32:6). Словом и духом уст – это значит благодатью, выходящей из Господа. Благодать – это всё, а не ничто.


Иоанн Богослов утверждает: «благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Если уж нетварная благодать имеет некое таинственное происхождение, то разумнее её и считать началом, а не ничто.


«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). Апостол Павел утверждает, что существует прямая связь между нетварным миром Бога и сотворенными веками. Одно вытекает из другого без всякого «ничто».

Апостол Иаков говорит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов… Захотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам стать некоторым начатком Его творения…» (Иак. 1:16-17). Если уж об сотворенных человеках говорится в категории рождаемости, можно однозначно утверждать, что существует неразрывная преемственность от Самого Бога Отца, до последнего звена творения – человека. И в этой цепочки не предусмотрено место для какого-то странного звена бытийной пустоты, именуемой «ничто».


Св. Григорий Богослов пишет: «Бог измышляет прежде всего ангельские Небесные Силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом». Опять мы видим, что ангелы создаются Словом и Духом из мысли, а не «из ничего».


Иоанн Дамаскин в таком авторитетном труде как «Точное изложение православной веры», описывая концепцию творения, ни словом не обмолвливается о «сотворении из ничего» и утверждает прямо противоположное: «Ангел есть некое истечение (струя) Первого Света и причастие Его. Божественные умы, круговращыаясь, соединяются с безначальным и бесконечным осиянием красоты и блага». «Все Ангелы сотворены чрез Слово и достигли совершенства от Святаго Духа посредством освящения, по мере достоинства и чина сделавшись причастными света и благодати».


Таким образом, самые первые тварные существа – ангелы, получают своё бытие через Слово, непосредственно проистекая из Него, а не из ничего.


Логос – это естество, а не ипостась

Почему же современное богословие не может принять данную формулировку и, вопреки текстам Священного Писания, вынуждено начинать творение из ничего, а не из Слова? (Картинка: в начале было ничего…) Проблема заключается в том, что сейчас не делается различия между Словом и Богом Сыном. Слово – это вторая сущность Бога Сына, а не ипостась. Слово относится к человеческой природе Бога Сына, а не к природе Святой Троицы. Слово – это благодатная составляющая человеческого трехсоставного естества. Иоанн Богослов так и говорит: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4). Жизнь – это естество, свет – благодать, т.е. речь идет о благодатном естестве приуготовленном для человек.


Творение начинается с возникновения за пределами сущности Святой Троицы нового естества, состоящего из благодати или из славы Божией. Это естество и именуется Словом. Данное благодатное естество Бог Сын воипостазировал в Свою Ипостась. Святая Троица как бы облачается в Слово (буквально как священник в фелонь) и через это благодатное облачение сотворяет мир.

Через Слово, а не из Святой Троицы или из ничего. Таким образом, первоначальным камнем Творения является благодатная составляющая трехсоставного человеческого естества. Апостол Петр говорит конкретно, что благодатное естество Господа нашего Иисуса Христа «…предназначено еще прежде создания мира, но явившееся в последние времена для вас» (1 Пет. 1, 20).


Спаситель Сам говорит о своем двояком существовании. Одной природой Он «сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18). Другой – живет от начала творения («сущий от начала» (Ин. 8:25)). «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (). От этой второй жизни и берет начало Творение: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).


Бог Сын вочеловечивается своей начальной сущностью, Словом, а не тем бытием, которое Он имеет в предвечном рождении от Отца. «И Слово стало плотью» (Ин. 1:6). Иначе в Таинстве Причастия мы бы входили в сущность Святой Троицы непосредственно…


Только в осознании Слова как естества, становятся понятны загадочные слова апостола Петра: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:3-4). Божеское естество, к которому причащается Тварь – это Слово, это Богочеловек Иисус Христос, а не только одна Вторая Ипостась Святой Троицы. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Через трехсоставное человеческое естество Иисуса Христа мы соединяемся со Святой Троицей. Святая Троица облачается во Христа и соединяется с творением. И человеки облачаются во Христа и получают спасение и жизнь в Царствии Благодати Отца и Сына и Святаго Духа.


Если под Словом подразумевать только Ипостась, как это сейчас делается, то мы вынуждены будем выводить творение непосредственно из Святой Троицы. А это уже ересь пантеизма. Тварное не может исходить из сущности Бога, так как это обозначало бы эманацию Бога в тварный мир. Однако, Священное Писание и святые отцы однозначно свидетельствуют о непосредственной связи Бога с творением. Оказавшись в логическом тупике, современное богословие вынуждено выбирать из двух зол меньшее. Лучше закрыть глаза на пролог Иоанна Богослова, чем допускать ересь пантеизма. Поэтому в существующей концепции на месте первоначального звена Творения находится не Слово, а ничто…


Правильное начало творения

Теперь мы покажем правильную картину начала творения, соответствующую Священному Писанию и здравомыслию.


Бог обитает «в свете неприступном». Творение созидается посредством этого света или благодати.  Благодать исходит от Отца и сообщается через Сына в Святом Духе. Поэтому и говорится, что Отец всё творит Сыном в Духе Святом. Посредством нетварной благодати Святая Троица создаёт начало Творения, именуемое Словом. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Слово – это живая идея Бога о Самом Себе. Бог таинственным образом скрещивает потоки неприступного света и проецирует Свой Образ за предел Своей Сущности. Примерно так же создаются голографические  образы, путем скрещивания лучей вещественного света.


Таким образом, Святая Троица создает из благодати внешнее Своё облачение и в этом одеянии созидает мир. «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер» (Пс.103, 2). Слово – это первое сотворенное явление. В этой точке является человеческое естество Бога Сына, имеющее трехсоставную природу. Слово – это начало и основа мироздания. Поэтому и говорится «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Ефес. 2:8-10).


Слово

Бог обитает в благодати, «в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6:16). Творение созидается разделением и структурированием потоков этого света. Проистекая изначально и предвечно от Бога Отца и Святой Троицы, благодать, перед началом Творения, образует первую структуру – проекцию Идеи о Боге. Проецируемый образ Бога состоит из благодати, которая структурируется самой благодатью. Похожим образом из лучей сета можно сформировать свето-голографический образ.


Таким образом, Бог создает принципиально новое естество. Оно сочетает в себе тварные и нетварные свойства. Его нельзя назвать тварным, потому что оно состоит из нетварного света. Но и нетварным его не назовешь, т.к. оно имеет начало и структуру. Более того, не смотря на имеющееся начало, как назвать его начальным, если благодать по своей сути безначальна? Поэтому и сказано: «Вначале было Слово» (Ин.1:1). Слово – это божественная Идея. Она создана, поэтому имеет начало. А т.к. создана из безначальной благодати, то «была всегда».


«Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11, 36). В основе мира лежит не какая-то вечная материальная субстанция, но нетварная, духовная идея Бога о мире, Его энергии, и в этом смысле «Бог есть и называется природой всего сущего» (св. Григорий Палама).


В иконографии благодатное естество Слова изображается на нимбе Спасителя. Фаворский свет – это благодать, находящаяся в структурированном состоянии. Поэтому тварь способна ее видеть.


Семь Духов Божиих

«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Отк.4:5). Проходя через естество Слова благодать претерпевает изменение и разделяется на семь духовных потоков. Человек, выдыхая воздух и разделяя его потоки языком, производит слова. Подобным образом и Слово, как бы выдыхая из себя дух благодати, разделяет его «мечом уст» и так появляются семь духов Божиих. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).


Семь Духов Божиих находятся в непосредственной связи со Словом, подобно тому, как вещественный свет, проходя через призму, образует семицветную радугу. Эта ангельская радуга является главным инструментом в творении. «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Отк.1:16). Семь духов добровольно исполняют изволения Бога. Ими Бог создает тварный мир смыслов и энергий. «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь» (Евреям 1:7).

Таким образом, творение осуществляется благодатью, проходящей через Слово. Здесь она меняется и из невидимого состояния переходит в видимое. «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евреям 11:3).


Если семь духов находятся в руках Бога, то все остальные ангелы, сотворенные посредством этой радуги, являются полностью свободными личностями. Производимые ими действия, становятся действиями твари, а не Бога. В этой точке происходит разделение Божественного мира от тварного.


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

35 комментариев: Логос – это естество, а не ипостась

  1. Хорошее у тебя получилось изложение. Но вот здесь для меня непонятность:
    .

    Божеское естество, к которому причащается Тварь – это Слово, это Богочеловек Иисус Христос, а не только одна Вторая Ипостась Святой Троицы.

    Ипостаси мы не причащаемся; разве Слово есть Богочеловек? Неувязки какие-то в тексте…
    .
    Ты так ни разу нигде и не расшифровал состав «трехсоставного человеческого естества Иисуса Христа».
    .
    Надо обязательно посмотреть и греческий оригинал, и оригинал Ветхого Завета: с каких слов первоисточников идет перевод «Божеское естество» и «Божественное [в т.ч. и] естество», чтобы не попасть в сети переводчиков и не выдумывать того, чего на самом деле нет.
    .
    Есть, на мой взгляд, небольшие шероховатости по тексту, которыми потом с тобой поделюсь.

    Цитировать
  2. Привет, Сергей! Извини, что временами пропадаю, суета, не могу в такой обстановке размышлять о глубоком. Пришло наконец летой, детей раскидали по просторам Родины, теперь можно и мозгами пораскинуть… ))

    Человек (христианин) состоит из Слова, души и тела. Человеческое естество Бога Сына состоит из Слова, души и тела. Мы причащаемся не к Ипостаси Бога Сына, а к Его человеческому естеству.

    Цитировать
  3. Еще раз продумал то, что ты предлагаешь, попытался представить все возможные аргументы «за» и «против», все варианты, какие мне доступны, следствия и выводы, ну и проч. Похоже, ты прав…
    .
    Конечно, появление «нечто третьего» через скрещивание-структурирование – это образ-символ, принадлежащий реальности и нашим теперешним познавательным способностям; поменяются последние, поменяются и «образы»…
    .
    Снимаю претензию по поводу своей первой непонятности: еще раз внимательно вчитался и понял контекст (дву-отнесенность смыслов «Слово»).

    Единственное, что необходимо сделать по человеческим силам, это, повторюсь, посмотреть оригиналы текстов на предмет переводов «Божеское» и «Божественное»…
    Посмотрел вот сам:
    «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр 1:3-4)
    В греческом оригинале это одно и то же слово.
    В этой связи стоит задача (на позже) по грамотному, последовательному и скрупулезному подбору слов-понятий, для устранения неоднозначностей и аберраций, исходящих от познающего сознания. То, что мы с тобой ранее обсуждали: ипостась – сущность – природа и др….
    .
    Только вот почему только «Человек (христианин) состоит из…»? Не-христианин что разве имеет другой состав? Хотя, каждая душа – христианка…

    Цитировать
    • Я как раз сейчас рассуждаю о последнем, о сути человеческой личности. Один мой оппонент утверждает, что личность состоит из ничего.

      Я же думаю соедующее. Кошка – не личность, человек и ангел – личности. Почему? Потому что в них есть благодать. Личность – это улавливаемая естеством благодать. 100%-ая Личность – Бог. А тварь возрастает как личность по уподоблению Богу и обОжению. Я могу еще представить, что какое-либо естество созидается из ничего, но то, что личность из ничего – это уже совсем что-то запредельное :)

      Как же может быть устроена личность через естество?
      Есть «Первый свет», ангелы – «светы вторые» и т.п. Благодать одна, как един солнечный свет. Но каждый ангельский уровень воспринимает разное количество благодати. «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Одни ангелы передают этот свет (семь звезд), другие только отражают (как планеты), тем и живут. Воспринимать и отражать благодать может только естество, состоящее из благодати. Точно так и вещественный свет способно воcпринимать и отражать только материя.

      Мы знаем, что из вещественного света можно создавать световые образы посредством скрещивания световых лучей. Если через полученный голографический образ пропустить солнечный свет, то этот солнечный свет изменится, растворится, начнет нести в себе отпечаток от голографического образа, через который он прошел. Так и происходит на Небе. Одни ангелы друг другом фокусируют других ангелов. И через эту иерархическую систему протекает благодать, постоянно видоизменяясь.

      Ну, и не стоит забывать, что речь идет о духовном, живом свете. Т.е. ангел, как голографическая проекция благодатного света, может как угодно перемещаться, сохраняя свою благодатную проецируемую форму.

      Также и апостол говорит, что мы «через Иисуса Христа восприняли благодать на благодать». Свет на свет. Светом созидается естество, восприимчивое к свету. А не из ничего. И через этот Божественный свет в совокупности со своей индивидуальной сущностью, существо становится личностью.

      Сущность без благодати личностью не становится. Это просто животное.

      Цитировать
    • Является ли не христианин личностью?
      По факту любой человек потенциальный христианин, а значит и личность. Можно даже отождествить эти понятия. Безусловно, что и в некрещеном человеке есть что-то от Бога, чего нет в животном, какой-то начаток Призвания или почва для зерна. В Таинстве Крещения человек получает это зерно благодати, которое и позволяет ему произрасти в Бога. «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».

      Цитировать
  4. В науке личность определяется как автоматизмы психики, созданные при адаптации сущности (индивидуальности) к внешней среде. Сущность – это то что есть Искра Божья, воплощенная в теле.
    А про определение христианина – согласен.

    Цитировать
    • на счет научного определения, вся петрушка в том, что животные не становятся личностями, хоть тресни. Потому что нет в них Искры Божьей. Меня вот какой вопрос интересует, в жизни будущего века, когда произойдет всеобщее обОжение всей твари, животные станут личностями? Такими как в сказках? Миши всякие разговаривающие, коты философствующие…) Наверно, так и будет :)

      Цитировать
      • человек и есть животное, только не эволюционировавшее еще.

        Цитировать
        • Согласно одному лингвистическому анализу текста первоисточника Библии, только при творении всего мiра и человека Бог поступает одним и тем же действием (фиксируется одним и тем же словом), во всех остальных творческих актах, в т.ч. и при создании всех животных, – глагол используется другой.
          ~ Животные по отношению к человеку — все равно что ангелы по отношению к Богу. А самые высшие духовные силы – только дьяконы при Боге Только человек может быть священником и предстоять всему народу и алтарю

          Цитировать
          • Может по писанию оно и так, да вот только в жизни – нет. Так называемый Homo Sapiens на самом деле обыкновенный Homo Animales. И ведет себя хуже чем животное, к сожалению, не выполняя то, для чего был создан. Кстати всего 2% генов различаются у шимпанзе и человека.

            Цитировать
          • Творение мира начинается с явления «света человеков», т.е. со Слова или слова – как благодатного естества. Кстати, мне тут сообщили, что в досинодальных Евангелиях слово писалось с маленькой буквы. Вероятно, что и в греческих первоисточниках было написано также. Т.е. Иоанн Богослов не имел ввиду Ипостась.

            Цитировать
  5. Странно, Илья… Мне хотелось бы, чтобы прошедшие наши с тобой диалоги не прошли впустую. Но как-то снова опять…
    Во-1-х, терминологически. Лучше говорить не о «личности», а о «лице-ипостаси».
    Позволю себе дать определение: Лицо-Ипостась — это уникальный живой простой (не составной) деятель, представляющий собой абсолютную уникальную идентичность самому себе, уникальную особую самотождественность… (возможны вариации, но суть, думаю, понятна).
    Во-2-х. Это – такой предмет, если мы начнем о нем говорить в «философских» категориях, из принципа мышления, где имеет место «естество», «сущность», «природа» и под., мы тут же попадаем во власть этого мышления, где «ипостась» заведомо проигрывает, поскольку без опыта ВСТРЕЧИ лица-к-лицу для такого мышления «лица» не существует. Чтобы «не проиграть», мы должны как бы чуть-чуть выйти из себя, из своих пределов. (Это мне подсказал Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении..»: мыслью, говорит он, мы можем созерцать одно, а опытом – другое….)
    Так вот, на основе опыта ВСТРЕЧИ мыслью мы можем созерцать Ипостась, в том приблизительном определении, какое я привел выше. Тут, в пределе, можно сказать, что и «благодать» так же не существует, а есть действование-жизнь лица. Даже и это – не корректно. А само лицо-действующее, лицо-в-отношении (относящееся).
    Пресвятая Троица – уникальная индивидуальная особенность, можно сказать, «в превосходной степени».
    Каждый человек (каждый) обладает своей этой «уникальной особой идентичностью» – хватает на всех. Когда человек зачинается, Бог творит ее, почти как и все творение – как бы вновь. А душа и тело уже происходит от мiра и созидается в нем – это и есть становящийся человек. Тут он может уже стать или личностью, или индивидуумом, воспользоваться «лицом», или угасить его проявление в этой жизни.
    В-3-х. Образ «скрещивающихся лучей» – это всего лишь образ. В чем-то он хорош, но в чем-то он и плох, судя по тому, как ты его развиваешь. Я могу предложить и другой образ той «ситуации», которую ты пытаешься выразить.
    В-4-х. По поводу Крещения-погружения, отличия некрещенного и крещенного. Тут ты совершенно не прав!
    В Крещении человек воссоздается в своей первоначальной «конфигурации» – иметь власть над Дьяволом. Отрекаешься Дьявола и дел его? – отрекаюсь. Сочетаешься со Христом? – сочетаюсь…. Некрещенный не в состоянии властвовать на Дьяволом и его силами. А «лицо» у всех людей – совершенно одного достоинства!
    В-5-х. Ты не мало приводишь цитат из Писания. Но в некоторых случаях ты пользуешься приемом «цитатника», не пропустив через себя, что там в этих приводимых словах, каков их контекст.
    Это – мои мысли….

    Цитировать
    • Мне кажется, что Бог превыше самого понятия личности. Лик – это то, что видимо, что можно осмыслить. Ангелы видят лицо Бога, но не Самого Бога. Лик или личность – это проекция образа Бога в человеке или ангеле. Божественный свет проходит через душу, как через слайд и создается определенный образ Бога, характерный именно для данного человека. Вот этот образ и есть личность. Чем душа чище, тем человек более раскрыт как личность, т.е. ликом более похож на Бога.
      На счет «созерцать Ипостась» – точнее сказать, созерцать Лик Ипостаси. Саму Ипосась могут видеть только Лица Святой Троицы.
      Человек по своей природе – индивидуальность, а по приобщению к благодати – личность.
      Ангелы по своей природе – личности, потому что их природа – это образы Бога.
      Бесы по своей природе антиличности, потому что они образы зла (лики смерти и порока).
      Т.е., если слово личность производить от лицо=образ Бога, то некрещеный все-таки индивид. Если личность – это просто лицо-образ самого себя, то и он личность в этом смысле. В любом случае, личность происходит от образа.

      Цитировать
      • Мне неуютно в твоей терминологии, что-то в ней не так… Ты говоришь, с чем-то я соглашаюсь, а с чем-то… Я тебе говорю, а ты как-будто не слышишь.
        Видеть Бога как он есть – это свидетельство не только Иоанна Богослова.
        И дело здесь не в исследуемом Предмете, а в самом исследователе, в его способностях воспринять…
        А на счет чина Погружения. На мой взгляд, там, в тексте последования, достаточно однозначно все, стоит только вчитаться, вжиться в него…
        Некрещеные – не «второсортные», а больные, не знающие о своей болезни.

        Цитировать
        • а все-таки я бы разделял, Лик Бога, от Самого Бога. Христос – посредник. Он – Лик, или Образ Бога. Хотя, каждая Ипостась в этом Лике действует по разному, но… всё равно Они все во Христе и через Христа нам открываются. Сам догмат о Святой Троице – это и есть Слово=Христос=Троица. В Нем мы видим все то, что нами воспринимается как опыт встречи с Одной из Ипостасей Троицы…

          Цитировать
          • Да, это так. Но на момент Встречи Лик полностью сращен с Богом.
            В силу каких-то своих внутренних качеств, я склонен принимать вещи, ситуации и под., которые, если их столкнуть лоб ко лбу, противоположны, несовместимы и под. Поэтому, м.б., я принимаю и 1-ое, и 2-ое. И терпеливо жду, когда или они сами как-то разрешатся, или Владыка что-то прояснит.
            Есть такой хороший аскетический совет: и не принимать, и не отвергать…

            Цитировать
  6. .

    Скажите, Иван, эти Ваши рассуждения или интересные выдержки, которые Вы, порою, приводите, на сколько процентов превосходят каракули шимпанзе на песке, на 2%?

    Цитировать
  7. Только получается что мало таких ЧЕЛОВЕКОВ, в котором ОН приклонил голову, иначе жизнь была бы совершенно иной

    Цитировать
  8. Творение мира начинается с явления «света человеков», т.е. со Слова или слова – как благодатного естества. Кстати, мне тут сообщили, что в досинодальных Евангелиях слово писалось с маленькой буквы. Вероятно, что и в греческих первоисточниках было написано также. Т.е. Иоанн Богослов не имел ввиду Ипостась.

    Эх, Илья. Как-то это все неграмотно…
    Во всех древних рукописях вообще, насколько я знаю, а в греческих оригиналах Нового Завета – точно, все писалось с малых букв, больших не было в понятии. Большие – это уже выдумки поздних времен.
    Что на самом деле имел ввиду Иоанн, знает только он сам, Дух и тот, кому этот Дух открывает, тому, кто жаждет и исследует, честно и искренне. Я читал хорошие исследования, почему Иоанн, для выражения своего опыта, употребил именно это греческое «логос»…
    «Ипостась» Иоанн и не мог иметь ввиду, поскольку – это творчество уже позднейших времен.
    Но то, что он здесь говорит об Активном Деятеле – это несомненно. И ты, похоже, прав, говоря здесь о Сыне в двух естествах (с двумя естествами), но еще не воплотившегося.
    Похоже и на то, что авторы двухтысячелетней давности и позднейшие сознательно и четко не различали Сына в Троице и Сына, который у Иоанна – под символом «логос».
    Но это я говорю еще с некоторой долей предположения, поскольку еще не достаточно это внутри себя продумал, прожил, не достаточно логически не поисследовал…

    Цитировать
    • на счет маленькой буквы я уже проверил – лажа это все)))
      На счет Слова – которое было в начале, в ходе разнообразных дисскуссий родилась такая формулировка:
      Слово – это благодатное облачение Сына, в котором Он творит мир. «Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер».

      Цитировать
  9. Уважаемые Господа!
    Предлагаю философскую революцию. Предлог этому мои последние разработки, скорее переложение духовных пластов русской философской, теологической, народной культуры на современный научный язык. Все боятся позру, а я кулибин…
    Русская философская, теологическая, народная культуры это достаточно сложный духовный пласт, который сложился в нелегких перипетиях процессах формирования Российской государственности. Русскость – это не национальность, это несколько более сложное понятие сводящие многообразие в единое и не раздельное, и не слиянное качество явления. Конечно, можно представить множество определений, но всякое из них будет маловато. Что же может предложить этот Кулибин? Все достаточно просто моё видение проблемы это применение триединства от идеалистического начала как метода организации систем и экономической в частности. Предлагаю к обсуждению три методологических начала.

    Существо метода триединства от идеалистического начала.

    Всякая из систем по предмету, методу организации и тенденции (логике, правилам и пр. факторам существования) находится одновременно в трех качественно разнородных формах бытия. Каждое из свойств, элементов, качеств как элементарные составляющие такой предметной сущности, как «Тройная точка» распредмечиваются на совокупность или систему или пр. определения этого единичного в отдельное многообразие свойств элементов качеств (каждое из которых также триедино, но как объективное или субъективное видение проблемы), сведенных в процесс и реально, моделированно, идеально протекающих в определенной среде существования. Ипостасная (триединая) сущность, согласно позиций триединства от идеалистического начала (метода лежащего в основе Православного Христианства), распредмечивается сообразно господствующей предметно-методологической основе. Светское толкование этой основы имеет (на сегодня) крайне инновационный характер, что вполне объяснимо ходом общественно-исторического развития цивилизации, в целом и каждого из господствующих субъектов системы, в частности. Многообразие оснований организации сведенных в систему жизнедеятельности людей предполагает и имеет такое же многообразие форм этих организующих начал от элементарного к простому и сложному.
    Поэтому излагаемый материал будет построен как процесс систематизации многообразия в единое начало с позиций триединства от идеалистического начала. Этот метод, как метод организации многообразия в нечто единое, позволят свести это многообразие с позиций целеполагания, т.е. с позиций известного и заданного алгоритма построения в совокупность (систему, что тождественно в данном случае) какого-либо процесса. Инновационность построения систем на основе триединства от идеалистического начала требует соответствующего восприятия излагаемого материала и его познания в аспекте инновационности организационных начал.

    Хотя по предметной сущности первооснов, господствующих при мотивации организации определенной системы методов триединства, также три:

    Во-первых, это метод триединства от материалистической предметности начал. В иерархии общественно–исторического процесса этот метод формируется в первую очередь. По мере развития (это процесс прогресса, регресса, существования в их тройной точке, т.е. одновременно протекающих) эта предметно–методологическая основа в параллельно – последовательно – взаимоувязанной форме связей с прочими втянутыми в конкретный оборот усложняется от элементарных форм бытия сущего к простым формам и далее к сложным (триада «элементарное, простое, сложное»).

    Во-вторых, это метод триединства от экзистенциональной сущности предмета первоосновы организации системы. К таковым можно отнести всевозможные теологические направления в их многообразии сообразно персонифицирующему этносу, природно–климатическим условиям и пр. мотивациям (традиции, обычаи, нравы и т.д.), которые сформировали мировую религию – Ислам.

    В-третьих, это метод триединства при мотивации организующих начал от идеалистической предметной сущности исходного мотива организации системы (вначале было слово …). Это направление в теологии представляет третья мировая религия – Христианство, но от элементарного к простому и далее к сложному – католицизм, протестантство, православие. В этом направлении мировых религий ярко выражена тенденция или закон направления движения системы в ключе триединства – это элементарное, простое, сложное; затем по динамике формирования сущего как накопление необходимого и достаточного количества качеств в виде прогресса, регресса, существования. Триединая сущность здесь проявляется в процессе развития от элементарного бытия сущего предметно–методологической основы религиозного учения «Католицизм» в его полной структуре в параллельно-последовательно-взаимоувязанной форме связей к простому бытию сущего религиозного учения «Протестантство», также в его полной структуре бытия строения этой системы и далее к сложной – «Православие». Равновесие в экономической системе выстраивается как количественно– качественная пропорциональность по поводу обмена ценностями в определенной количественно–качественной характеристике. Тогда равновесие – это определенная пропорциональность связей в системе (системах).

    Следовательно, о равновесии можно говорить в трех вариантах: – как о величине количества и качества пропорциональности обмена господствующего качества с прочими (противоречивыми и гармонизирующими) и организации системы на основе законов бытия этого господствующего предметно– методологического начала. Гармония, где связи строятся на основе принципа господства; – какой-то совокупности противоположных качеств (от двух и более, вплоть до бесконечности), пропорциональности, формируемой в определенных противоречивых условиях организации связей системы. Гармония, где связи строятся на основе принципа противоречия; – либо о гармоничной пропорции взаимо… деятельности, отношений, отражений. Эти условия равновесия самой системы, между системами и систем в их многообразии втянутых в какой-либо конкретный оборот. Определенное качество равновесия дает свою количественную сторону, характеристику пропорциональности отношений. Гармония, где связи строятся на основе принципа триединства, или полной структуры гармонии. Методологических начал в системе связей компонентов всякой из систем три и, причем не по количеству этих методов, а по их качеству.

    Всякое накопление необходимого и достаточного для организации элементарного метод формирует простор качественного перехода и организации элементарного, простого, сложного и затем следующей методологической ипостаси простой формы организации (в той же ипостаси триединства, но используемых случайно, стихийно, целенаправленно) и затем к сложной в параллельно – последовательно – взаимоувязанной форме связей. При этом накопление происходит в объеме необходимого и достаточного количества качеств, как самих компонентов, так и их связей. Прочие компоненты, выходящие за рамки необходимого и достаточного, выходят из реального оборота и становятся потенциальными или свернутыми или пр. формами.

    Обусловим эти три метода принципиально, т.е. по существу их структуры, принципу построения:

    Монистический метод (метафизика). Основополагающим принципом организации связей компонентов этого метода является принцип господства одного из свойств, элементов, качеств в какой-либо системе, что и приводит к формированию метафизической (монистической) методологии организации системы свойств, элементов, качеств. При этом во всякой системе, как отмечалось выше, функционируют прочие формы существования факторов в виде случайных, стихийных, целенаправленных факторов системы, которые существуют на уровне индивид, коллектив, общество во времени бытия в конкретной системе по времени бытия – прошлое, настоящее, будущее. Присутствует многообразие компонентов, но организующим началом является господствующее, а прочие втягиваются в меру (мера как граница совокупности необходимого и достаточного количества качеств системы) в силу необходимости. Метафизика как система господствующих начал обуславливает совокупность элементарных форм существования факторов, способов их взаимосвязей и тенденции существования. При этом из полной структуры совокупности всякий раз выделяются господствующие факторы и организуются целенаправленно, а противоречивые – стихийно и гармонизирующие – случайно.

    Диалектика. Диалектический метод в качестве господствующего организующего начала принимает к использованию методологический принцип – противоречие. Этот методологический принцип формирует условия противоречивого соединения двух и более сторон отношения. Отношения, где одна из сторон господствует и в противоречии с прочими формирует условия противоречивого отношения, причем господствующая предметная сущность этого метода это именно отношения. Диалектика как метод имеет, по крайней мере, два типа противоречия потому, что в противоречие втягиваются три количества качеств – материальное, экзистенциональное, идеальное. Следовательно, отношение строится таким образом, что одна из сторон господствует, а прочие гармонизируют отношение. В этой форме отношений складывается три качества противоречий – это противоречащее (антагонистическое или противоречащее противоречие при господстве одной из сторон), материалистическая и идеалистическая диалектика. С другой стороны, формируется непротиворечивое противоречие, или неантагонистическое. Это противоречие характеризуется как экзистенциональное (экзистенсис – сущее существующее).

    Триединство. Триединство как методологический принцип формируется в условиях распредмеченной какой-либо всякий раз конкретной, реально мотивированной совокупности связей компонентов полной структуры системы свойств, элементов, качеств. Полную структуру этого предметно-методологического принципа можно построить в виде структурно логической блок-схемы. Визуальное отражение расположения компонентов системы представляет элементарное видение расположения в иерархии строения методологических принципов, сведенных в систему единого, т.е. монистического, элементарной формы мотивации первоосновы организационного начала. При усложнении методологических начал эта блок – схема претерпевает преобразования в более сложные связи – моно – ди – три, а это уже матрица иного характера математического выражения и опредмечивания (арифметическая, алгебраическая, теории чисел). Представленная система предметно-методологических начал организации системы, систем в прочих статьях материала будет раскрыта через предметную сущность экономики. Хотя в качестве предметной сущности можно втягивать и прочие формы бытия сущего.

    С уважением Владимир!

    Цитировать
  10. Что же может предложить этот Кулибин?

    Да.. Тут на шестом десятке мысли уже не просто ворочаются, а нам предлагают исследование 100-летнего мыслителя! (И почему же столь солидному мыслителю не выставить эту работу в собственном блоге? Это было бы логичнее.)
    С потрясающим, прошедшим 100-летним юбилеем, Владимир! :-)

    Цитировать

Добавить комментарий